Метрика
Наверх
Устройство трактора МТЗ: технические характеристики - src10
11.2567
Москва
Выбрать другой регион (52)
Заказать звонок Оставить отзыв
11.2567

Устройство трактора МТЗ: технические характеристики

Трактор МТЗ: устройство и характеристики
В мире сельского и коммунального хозяйства существует особая категория техники, проверенная целыми поколениями. К ней, без сомнения, относятся тракторы Минского тракторного завода — легендарные машины «Беларусь». Для многих предприятий и частных владельцев они стали не просто машинами, а надежными партнерами в работе, символом неприхотливости и высокой производительности.
17.12.2025
Трактор МТЗ: устройство и характеристики Трактор МТЗ: устройство и характеристики

В мире сельского и коммунального хозяйства существует особая категория техники, проверенная целыми поколениями. К ней, без сомнения, относятся тракторы Минского тракторного завода — легендарные машины «Беларусь». Для многих предприятий и частных владельцев они стали не просто машинами, а надежными партнерами в работе, символом неприхотливости и высокой производительности.

Понимание устройства трактора «Беларусь» — это ключ к его грамотной эксплуатации, своевременному обслуживанию и, как следствие, многолетней безупречной службе. Информация из этой статьи будет полезна как опытным механизаторам, так и тем, кто только начинает свой путь в освоении сложной, но такой важной техники.

Подробнее о тракторе МТЗ

История легендарного «Беларусь» началась в послевоенную эпоху, когда вся страна была занята масштабной задачей — восстановлением разрушенного сельского хозяйства. В годы войны промышленные мощности были ориентированы на выпуск военной техники, что привело к острому дефициту простых и надежных тракторов.

В рамках решения этой общегосударственной проблемы Минский тракторный завод получил стратегически важное задание — наладить выпуск колесных тракторов для нужд села. Уже в 1949 году предприятие справилось с этой задачей, выпустив первую партию машин под маркой МТЗ, которых в народе почти сразу стали ласково называть «Белорусами».

Постоянно растущий спрос на колесные модели и расширяющийся перечень задач для них стали мощным стимулом для перманентной модернизации конструкции. Инженеры завода последовательно работали над увеличением мощности силовых агрегатов, оптимизацией трансмиссии и повышением общей функциональности техники.

Результатом этого многолетнего пути совершенствования стало появление в 1974 году МТЗ-80/82 — машины, которая по праву считается вершиной инженерной мысли своего времени и эталоном для всего класса. Универсальность новой модели была феноменальной. Она могла работать в паре с более чем 230 видами навесного и прицепного оборудования, что объясняло ее повсеместное применение в самых разных отраслях.

Удачность конструкторских решений и высочайшая надежность сделали МТЗ-80/82 самой массовой машиной тягового класса 1.4 в Советском Союзе. Надежная и продуманная конструкция обеспечила этим тракторам невероятный запас прочности, благодаря чему многие единицы техники, выпущенные десятки лет назад, остаются в строю и успешно эксплуатируются по сей день.

Стоит отметить, что трактор МТЗ‑82 имел несколько модификаций, среди которых модель МТЗ‑82Л, предназначенная для лесного хозяйства. При схожей конструкции между ними существовали различия в комплектации и предназначении. Все модификации серии МТЗ‑82 оснащались электрическим стартером, что отличало их от более ранних моделей, например МТЗ‑50, где двигатель запускался с помощью пускового бензинового мотора.

Также модели МТЗ-80 и МТЗ-82 отличались конструкцией переднего моста. Если на МТЗ-80 использовалась стандартная управляемая балка, то модель МТЗ-82 получила полноценный ведущий мост. Крутящий момент на него передавался через раздаточную коробку, что существенно повышало проходимость трактора в сложных условиях.

Сильные и слабые стороны тракторов «Беларусь»

Как и любая инженерная конструкция, тракторы МТЗ обладают набором преимуществ и недостатков, которые важно учитывать при выборе техники. Многолетний опыт эксплуатации тракторов «Беларусь» в разных условиях позволил сформировать объективную картину.

Главные преимущества:

  • Низкая стоимость владения. Затраты на техническое обслуживание и ремонт остаются одним из главных козырей машин МТЗ, которым не могут похвастаться западные аналоги.
  • Высокая ремонтопригодность и доступность запчастей. Простота конструкции и налаженная система снабжения делают ремонт быстрым и недорогим. Любой опытный тракторист разберется в устройстве агрегата.
  • Надежность и долговечность. Использование прочных материалов в ключевых узлах (редукторах, КПП, валах отбора мощности) обеспечивает работу в самых суровых условиях, от бездорожья до значительных температурных перепадов.
  • Универсальность. Продуманная задняя навесная система и ВОМ позволяют агрегатировать трактор с сотнями видов оборудования.
  • Топливная экономичность. Проверенная временем конструкция двигателя обеспечивает разумный расход топлива даже при интенсивных нагрузках.

Существующие недостатки:

  • Рост цен. В последние годы отмечается заметное увеличение стоимости новых моделей.
  • Консервативный дизайн. Внешний вид тракторов эволюционировал незначительно и может считаться устаревшим, хотя на производительность это не влияет.
  • Уровень комфорта. В сравнении с современными зарубежными аналогами кабина МТЗ предлагает только базовый уровень комфорта для оператора.
  • Невысокое качество сборки. Это выражается в использовании относительно дешевых материалов, некачественной сварке, частых протечках масла.

Для российского рынка, особенно в современных реалиях, трактор «Беларусь» становится оптимальным выбором, поскольку проверенная надежность перевешивает отдельные недостатки.

Технический портрет МТЗ-82

Современная версия трактора «Беларусь» МТЗ-82 сохранила все лучшие черты своей легендарной платформы. В сочетании с соответствием актуальным производственным стандартам это делает его лидером по универсальности и многофункциональности. Технические параметры данной модели наглядно демонстрируют, почему она остается востребованной на протяжении десятилетий.

Picture2.png

Свойства силовой установки и общие параметры модели МТЗ-82.1:

  • Тяговый класс —1.4.
  • Тип привода — полный (4х4).
  • Грузоподъемность задней гидронавесной системы — 3,2 тонны.
  • Эксплуатационная масса — 4 тонны.
  • Двигатель Д-243 —
    • конфигурация — четырехцилиндровый дизель с жидкостным охлаждением;
    • Мощность — 81 л. с. (59,6 кВт);
    • Рабочий объем — 4,75 литра;
    • Система подачи топлива — непосредственный впрыск.
    • Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности — 298±5% г/кВт*ч.
    • Масса двигателя — 430 кг.


Параметры трансмиссии и ходовые качества:

  • Коробка передач — механическая.
  • Количество передач — 18 передних / 4 задних.
  • Сцепление — однодисковое, сухое, фрикционного типа.
  • Дифференциал заднего моста — с гидравлической блокировкой для повышения проходимости.
  • Диапазоны рабочих скоростей —
    • вперед — от 1,9 до 34,3 км/ч;
    • назад — от 4,1 до 9,2 км/ч.

Вспомогательные системы и оснащение:

  • Гидравлическая система раздельно-агрегатного типа —
    • рабочее давление — до 20 МПа (200 бар);
    • производительность насоса — 45 л/мин;
    • емкость гидросистемы — 25 литров.
  • Колесная база —
    • передние шины — 11,2–20;
    • задние шины — 15,5R38.
  • Регулировка колеи —
    • передняя ось — от 1450 до 1990 мм;
    • задняя ось — от 1500 до 2100 мм.
  • Топливный бак — 130 литров.

Заложенный с самого начала запас прочности в сочетании с высокими для своего класса эксплуатационными показателями позволяет МТЗ-82 выполнять до 95% всех сельскохозяйственных и коммунальных операций.

Основные узлы и агрегаты МТЗ-82

Конструкция трактора МТЗ-82 представляет собой комплекс взаимосвязанных систем, в который входят обозначенные ниже составляющие.

►Силовой агрегат.

Базовой силовой установкой для трактора МТЗ-82 служит четырехтактный дизель Д-243. Этот двигатель сочетает мощность, надежность и топливную экономичность. Его неразделенная камера сгорания с двухступенчатым впрыском топлива напрямую способствует улучшению динамических характеристик. Сферическая форма камеры дает интенсивное вихревое образование топливно-воздушной смеси и ее эффективное сгорание. Это положительно сказывается на мощности и экономии солярки. Для стабилизации теплового режима в условиях интенсивных нагрузок блок цилиндров выполнен из высокопрочного чугуна.

Работу мотора обеспечивают

  • Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) — является основным преобразователем энергии. Он трансформирует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение коленчатого вала, которое и передается на трансмиссию.
  • Система газораспределения (ГРМ) — выполняет роль точного дирижера. Она отвечает за своевременный впуск в цилиндры свежего воздуха и выпуск отработавших газов, открывая и закрывая клапаны в строго определенные такты работы двигателя.
  • Система смазки — выполняет защитную и охлаждающую функции. Циркулирующее масло под давлением создает защитную пленку на трущихся поверхностях, значительно снижая износ деталей и отводя от них избыточное тепло.
  • Система питания — отвечает за бесперебойную подачу отфильтрованного топлива и воздуха, дозируя их в строго определенных пропорциях для приготовления оптимальной смеси.
  • Система пуска — обеспечивает первичное вращение коленвала для запуска рабочего цикла двигателя. На современных модификациях это — электрический стартер.

►Трансмиссия.

Трансмиссия трактора МТЗ-82 — это сложный механический комплекс, главная задача которого заключается в преобразовании, распределении и передаче крутящего момента от коленвала двигателя к ведущим колесам и валу отбора мощности (ВОМ). Именно от слаженной работы трансмиссии зависят тяговые характеристики, скорость и маневренность машины. Конструктивно она представляет собой двухпоточную систему, передающую мощность как на задние, так и при необходимости на передние колеса.

Главные компоненты трансмиссии:

  • Сцепление. Выполняет роль управляемого сцепного звена между двигателем и коробкой передач. На МТЗ-82 установлено сухое, однодисковое, постоянно замкнутое сцепление. Его основная функция — кратковременное разъединение силового потока для безударного переключения передач и плавного начала движения. Узел объединен в картере с понижающим редуктором и редуктором заднего ВОМ.
  • Коробка передач (КП). Механическая, многоступенчатая, обеспечивающая широкий диапазон рабочих скоростей. Базовая схема предлагает 18 передач для движения вперед и 4 — для заднего хода. Основная функция КП — формирование необходимого передаточного числа.
  • Раздаточная коробка (для моделей 4х4). Устанавливается с правой стороны КП и отвечает за распределение крутящего момента на передний ведущий мост, обеспечивая полноприводный режим работы.
  • Карданная передача. Служит для передачи крутящего момента от раздаточной коробки к переднему ведущему мосту, компенсируя несовпадение осей и изменения взаимного положения агрегатов при работе.
  • Ведущие мосты (передний и задний). Принимают крутящий момент и передают его на колеса через конечные передачи (колесные редукторы).
  • Дифференциал. Позволяет ведущим колесам одной оси вращаться с разными скоростями при поворотах или движении по неровностям, предотвращая пробуксовку и износ шин. Задний дифференциал оснащен функцией гидравлической блокировки, которая принудительно выравнивает скорости вращения колес для преодоления сложных участков с низким сцеплением.
  • Ходоуменьшитель. Опциональный редуктор, устанавливаемый на левой стороне КП. Его назначение — обеспечение движения со сверхмалыми технологическими скоростями, что критически важно для некоторых видов сельскохозяйственных операций.

Другие статьи

Выберите Ваш регион, чтобы получить лучшие условия покупки:
Архангельск
Астрахань
Барнаул
Белгород
Благовещенск
Владивосток
Волгоград
Вологда
Воронеж
Екатеринбург
Ижевск
Иркутск
Казань
Калуга
Киров
Краснодар
Красноярск
Курск
Липецк
Минеральные Воды
Москва
Мурманск
Набережные Челны
Нижний Новгород
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новый Уренгой
Омск
Оренбург
Пенза
Пермь
Псков
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Санкт-Петербург
Саратов
Симферополь
Ставрополь
Сургут
Сыктывкар
Томск
Тюмень
Ульяновск
Уфа
Хабаровск
Чебоксары
Челябинск
Чита
Южно-Сахалинск
Ярославль
Архангельск
Астрахань
Барнаул
Белгород
Благовещенск
Владивосток
Волгоград
Вологда
Воронеж
Екатеринбург
Ижевск
Иркутск
Казань
Калуга
Киров
Краснодар
Красноярск
Курск
Липецк
Минеральные Воды
Москва
Мурманск
Набережные Челны
Нижний Новгород
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новый Уренгой
Омск
Оренбург
Пенза
Пермь
Псков
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Санкт-Петербург
Саратов
Симферополь
Ставрополь
Сургут
Сыктывкар
Томск
Тюмень
Ульяновск
Уфа
Хабаровск
Чебоксары
Челябинск
Чита
Южно-Сахалинск
Ярославль
Устройство трактора МТЗ: технические характеристики - hw69ssznb6vubpljnaomfpxfa49gp8sv
Екатеринбург
Устройство трактора МТЗ: технические характеристики - 0gafian6es3kgzqqe72utl8i3yasdhz6
Казань
Устройство трактора МТЗ: технические характеристики - 225whqonnzf1h19bzq6jg4v7ja6gf5om
Москва
Устройство трактора МТЗ: технические характеристики - 18_%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4
Нижний Новгород
Устройство трактора МТЗ: технические характеристики - pt0yqf0jhnbneu4x6d5hn7xd0zma0njk
Пенза
Устройство трактора МТЗ: технические характеристики - 11_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BD%D0%B0-%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%83
Ростов-наДону
Устройство трактора МТЗ: технические характеристики - 12_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0
Самара
Устройство трактора МТЗ: технические характеристики - 16_%D0%A7%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B0%D1%80%D1%8B
Чебоксары
Устройство трактора МТЗ: технические характеристики - 6_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA%20%281%29
Красноярск
Устройство трактора МТЗ: технические характеристики - 2_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%20%281%29
Владивосток
Под заказ

* - обязательные поля

Уточнить подробности или задать вопрос

* - обязательные поля

Согласие на обработку персональных данных

* - обязательные поля

Заказать доставку

* - обязательные поля

Введите поисковый запрос