Метрика
Наверх

Москва

Москва
Выбрать другой регион (54)
Москва
Выбрать другой регион (54)
Заказать звонок Оставить отзыв

Обзор КАМАЗ Компас

Обзор КАМАЗ Компас
В 2019 году Камский автомобильный завод анонсировал подготовку к запуску нового семейства грузовиков под названием «Компас». Интерес к этой новости был вызван прежде всего нетипичным для КамАЗа сегментом среднетоннажников. Производитель взял курс на разработку машин с более низкой грузоподъёмностью, чем обычно, и отлично справился с этой задачей. Про все особенности — от запуска до описания технических характеристик главных представителей семейства — рассказываем в этой статье.
07.06.2024

В 2019 году Камский автомобильный завод анонсировал подготовку к запуску нового семейства грузовиков под названием «Компас». Интерес к этой новости был вызван прежде всего нетипичным для КамАЗа сегментом среднетоннажников. Производитель взял курс на разработку машин с более низкой грузоподъёмностью, чем обычно, и отлично справился с этой задачей. Про все особенности — от запуска до описания технических характеристик главных представителей семейства — рассказываем в этой статье.

Запуск

Первые автомобили КамАЗ «Компас» представили общественности в 2021 году на выставке «Комтранс». Это были рефрижераторные фургоны, предназначенные для транспортировки нетяжёлых грузов по городским, пригородным и междугородным маршрутам. Вслед за ними появились мусоровозы и бортовые автомобили с тросовым краном.

Старт продаж был объявлен в 2022 году. Машины не были похожи на традиционный ассортимент Камского автозавода — и не только из-за более низкой грузоподъёмности. Во многом это объяснялось тем, что практически вся компонентная база была китайской. Прототипом «Компаса» стал JAC N-Series. От него новинка получила бескапотную кабину, двигатель и коробку передач, ведущий мост, переднюю ось.

Без собственных разработок Камского автомобильного завода тоже не обошлось. В машинах использованы фирменные лонжероны, несущая рама и грузовая платформа.

Модификации и варианты исполнения

6sovf6lwn8rlojxsm9j28nbg45temurr.jpg

На старте продаж были доступны две версии:

  • «Компас 9» — 9,5 т;
  • «Компас 12» — 11,99 т.

Не так давно выпущен «Компас 5» с полной массой 3,49 т, электронными системами контроля устойчивости, ABS и обогревом зеркал, а также «Компас 6» — 5,6 т.

В базовой комплектации грузовики имеют стальной каркас. Они оснащаются грузовой платформой с алюминиевыми бортами, тентом и распашными задними воротами. Для ускорения боковой погрузки предусмотрен сдвиг центральной стойки по всей длине платформы. Аналогичная конструкция сделана для крыши. В задней части платформы находится выдвижная лестница.

Доступны также модификации с различными надстройками. Например, не так давно презентовали грузовик с КМУ и L-образной стрелой. Кран рассчитан на подъём грузов массой до 5 тонн. Могут также использоваться различные модификации фургонов (изотермические, промтоварные, рефрижераторы), мультилифты, эвакуаторы и так далее.

Двигатель автомобиля

«Компасы» 5 и 6 оснащаются рядным четырёхцилиндровым двигателем КАМАЗ-580.10-120. Его мощность составляет 122 л. с. при 320 Нм крутящего момента, объём — 2,2 л. На «девятку» устанавливают Cummins ISF 3.8 S5154 мощностью 152 л. с. Двигатель развивает крутящий момент 491 Нм. На 12-й модели используется Cummins ISF 3.8 S5168 мощностью 166 л.с. Его максимальный крутящий момент — 592 Нм.

Двигатель Cummins оснащён турбокомпрессором и непосредственным впрыском Common Rail, что даёт повышенную мощность при меньшем объёме. Система впрыска Common Rail обеспечивает более точное дозирование топлива, снижая его расход и негативное воздействие на окружающую среду. Силовой агрегат соответствует экологическому стандарту «Евро-5».

Трансмиссия грузовиков

Для «пятёрки» Камский автомобильный завод выбрал пятиступенчатую механическую КП ML532A. На девятой и двенадцатой моделях используются шестиступенчатые коробки — Fast Gear LC6T540B и 6DS60T соответственно.

Подвеска, ходовая часть, тормозная система

В пятой модели установлена гидравлическая тормозная система с передними дисковыми тормозами и системой помощи при трогании в гору; в девятой и двенадцатой — пневматическая с барабанами на обеих осях. Есть также моторный тормоз. Он помогает плавно снижать скорость на затяжных спусках и тем самым минимизирует износ тормозных колодок, защищает систему от перегрева при торможении. Машины оборудованы датчиками износа тормозных колодок и телескопическими гидроамортизаторами.

Подвеска у всех четырёх моделей одинаковая. Она зависимая, на полуэллиптических рессорах. Рессоры состоят из нескольких стальных пластин (листов), собранных вместе в форме дуги. Пластины сжимаются и растягиваются под нагрузкой, обеспечивая хорошую амортизацию. Это особенно важно для транспорта, который используется на дорогах с плохим покрытием.

Конструкция зависимой подвески и рессор является простой, экономичной в производстве и обслуживании. Она обеспечивает достаточную прочность и надёжность для среднетоннажных грузовиков, при этом поддерживая необходимый уровень комфорта и управляемости для городской или пригородной эксплуатации.

Кабина, рабочее место водителя

Производитель использует цельнометаллическую кабину JAC N-Series с локализацией КамАЗ. Она двухдверная, откидывается вперёд. Сделана из высокопрочной стали QSTE650. В передней части крепится на раме на торсионе, сзади — на резиновых подушках. В 9 и 12 моделях используется рама лестничного типа с лонжеронами постоянного профиля, в 5-й — с лонжеронами переменного сечения. Ширина рамы варьируется незначительно.

Визуально кабина нетипична для КамАЗа, но копией «китайцев» её тоже не назвать. Изменения, которые сразу бросаются в глаза — большая решётка и блоки линзованной узкой оптики. Они внесли свежий акцент, сделали экстерьер более современным. Новые дверные панели и изменённый бампер также добавили «изюминку», хоть основные черты дизайна JAC сохранились.

Кабина просторная, эргономичная. Пространство над окном занято полкой с сеткой, на которой водитель может хранить личные вещи. В зоне спального места старших моделей есть окна. Кто-то критикует такое конструкционное решение, полагая, что окна угрожают сохранению тепла в салоне; в то время другие видят плюсы в виде дополнительной инсоляции и лучшего воздухообмена.

Само спальное место выглядит уж очень компактным, однако водители нашли способ сделать его более комфортным. Для этого они откидывают вперёд спинки сидений фронтального ряда и за счёт них увеличивают общую площадь горизонтальной поверхности. В 5-й и 6-й моделях спальное место не предусмотрено, однако три полноценных посадочных места имеются. Центральную часть можно разложить и использовать как столик.

Водительское сиденье постановлено на салазки. Оно хорошо поглощает вибрацию, дарит комфорт при длительных поездках, хотя жёсткость подвески на неровной дороге ощущается. Для удобства и безопасности водителя предусмотрена большая площадь остекления. В совокупности с боковыми зеркалами она обеспечивает отличный обзор. Зеркала заднего вида установлены на длинных кронштейнах. Это сделано для того, чтобы улучшить обзор с учётом достаточно широкого кузова.

Из оборудования в кабине есть магнитола, отопитель, кондиционер. Рулевое колесо регулируется в двух плоскостях. На него вынесены органы управления радиоприёмником и круиз-контролем.

Некоторые конструктивные особенности:

  • рычаг КП находится справа от водительского сиденья, а не на приборной панели, как у большинства подобных моделей;
  • по центру торпедо есть выдвижные подстаканники;
  • ручки — чтобы было удобно взбираться в кабину.

Аналоги и прямые конкуренты

Главный конкурент «Компас 9» — среднетоннажник «Газон Next». Он несколько отличается по массе: 8,7 т в базовой версии и 10 т – в версии с усиленной ходовой частью. В том же сегменте функционирует МАЗ-365120. Среднетоннажник стал результатом совместной работы Минского автомобильного завода и китайской компании Weichai. При его производстве базой служил грузовик Shacman Delong K3000, который производится в Китае с 2019 года. Полная масса МАЗ-365120 — 7,5 т. В нём установлен двигатель мощностью 144 л. с. и шестиступенчатая коробка передач Fast Gear.

Выпуск «пятёрки» стал своего рода вызовом для ГАЗели. Модели по праву можно считать конкурентами. Только в нашем случае компоновка бескапотная, и чтобы получить доступ к двигателю, нужно откидывать кабину.

Говоря про двенадцатитонную модель, хочется сделать акцент не на конкурентах других производителей, а на преемничестве. По всем основным показателям грузовик претендует заменить КамАЗ-4308, который производится с 70-х годов прошлого столетия.

Преимущества КамАЗ «Компас»

kamaz_kompas-9_1057970.jpg

«Китайское» происхождение среднетоннажника пугает некоторых потенциальных покупателей «Компасов». Есть как скептически настроенные критики, так и пользователи, которые уже успели проверить машины в работе. Стоит отметить, что многие остались довольны.

В числе преимуществ семейства называют:

  • грузоподъёмность до 12 тонн — не нужно оплачивать проезд по федеральным трассам в рамках системы «Платон»;
  • уверенная тяга — грузовики хорошо справляются с нагрузкой, выдерживают заявленные показатели и даже умеренный перегруз;
  • манёвренность — машины отлично показывают себя в городской среде;
  • удобная кабина — отличный обзор, информативная приборная панель, удачная эргономика;
  • богатое базовое оснащение;
  • экологичность — используется система каталитической нейтрализации отработавших газов c применением жидкости AdBlue;
  • адаптированность к российскому климату — грузовик можно эксплуатировать круглый год, в том числе в регионах с суровой зимой. Для стабильного старта при минусовой температуре предусмотрен предпусковой подогреватель двигателя;
  • сравнительно доступная цена.

Перспективы

По мнению техников и водителей, перспективы у среднетоннажников весьма неплохие, особенно у тех, для управления которыми достаточно категории В. Уже сегодня они активно используются и всё больше локализуются, что важно в условиях сложившейся геополитической ситуации. Машины уверенно заняли свою нишу на городских и междугородних маршрутах. Они работают стабильно, техническое обслуживание требуется в среднем после прохождения 20 тысяч км, а первый ремонт придётся проходить не ранее, чем после 800 тысяч км пробега — во всяком случае, так заявляет производитель.

Выпуск среднетоннажников под брендом КамАЗ стал неожиданностью для многих, однако сам производитель не намерен останавливаться на достигнутом. Учитывая потенциал рынка и востребованность техники с невысокой грузоподъёмностью, он планирует уже к 2025 году наладить производство «Компас 3» полной массой 2,5 – 3,5 т.



Другие статьи

Выберите Ваш регион, чтобы получить лучшие условия покупки:
Архангельск
Астрахань
Барнаул
Белгород
Благовещенск
Владивосток
Волгоград
Вологда
Воронеж
Екатеринбург
Иваново
Ижевск
Иркутск
Казань
Калуга
Кемерово
Киров
Краснодар
Красноярск
Курск
Липецк
Москва
Мурманск
Набережные Челны
Нижний Новгород
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новый Уренгой
Омск
Оренбург
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Псков
Пятигорск
Ростов-на-Дону
Самара
Санкт-Петербург
Саратов
Симферополь
Ставрополь
Сургут
Томск
Тюмень
Ульяновск
Уфа
Хабаровск
Чебоксары
Челябинск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Архангельск
Астрахань
Барнаул
Белгород
Благовещенск
Владивосток
Волгоград
Вологда
Воронеж
Екатеринбург
Иваново
Ижевск
Иркутск
Казань
Калуга
Кемерово
Киров
Краснодар
Красноярск
Курск
Липецк
Москва
Мурманск
Набережные Челны
Нижний Новгород
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новый Уренгой
Омск
Оренбург
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Псков
Пятигорск
Ростов-на-Дону
Самара
Санкт-Петербург
Саратов
Симферополь
Ставрополь
Сургут
Томск
Тюмень
Ульяновск
Уфа
Хабаровск
Чебоксары
Челябинск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Под заказ
captcha
Обновить код проверки

* - обязательные поля

Уточнить подробности или задать вопрос

captcha
Обновить код проверки

* - обязательные поля

Согласие на обработку персональных данных
captcha
Обновить код проверки

* - обязательные поля

Заказать доставку
captcha
Обновить код проверки

* - обязательные поля

Введите поисковый запрос