Что такое экологический класс?
Часть автовладельцев не осведомлены о значении экологических характеристик своих транспортных средств или пренебрегают ими. Такой подход ошибочен, поскольку может повлечь за собой штрафные санкции или затруднение на передвижение на определенных территориях и странах. Этот показатель указывает на степень соответствия автомобиля экологическим нормативам.
Исторический контекст
В 80-х годах стало очевидным, что автомобильные выхлопные газы оказывают отрицательное воздействие на чистоту атмосферного воздуха и здоровье людей. Было определено, что каждый год один автомобиль «съедает» приблизительно четыре тонны кислорода, выбрасывая в атмосферу около 0,8 тонн монооксида углерода, 0,2 тонны углеводородов, 0,04 тонн оксидов азота. Увеличение количества транспорта вызвало озабоченность природоохранных организаций относительно влияния выбросов на экосистемы. В связи с невозможностью законодательного ограничения числа машин, были приняты нормы, регламентирующие предельное содержание вредных для здоровья химических соединений в выхлопных газах. Эти правила обязательны для всех производителей автотранспорта. Экологический класс автомобиля определяет его категорию исходя из объёма вредных выбросов в атмосферу, а также типа используемого топлива. Вредные испарения горючего включают в себя: монооксид углерода (CO), оксид азота (NO), углеводороды и твёрдые частицы.
В 1992 году был введён первый экологический стандарт Евро для автотранспорта, определяющий лимиты выбросов из выхлопной трубы конкретных токсичных соединений. Со временем принимались всё более жёсткие регламенты для стимулирования дальнейшего уменьшения их концентрации в выбросах. Каждый новый этап был строже предыдущего. Первоначально нормы Евро разрабатывались применительно к легковым машинам, но впоследствии были распространены на грузовой транспорт, автобусы, моторы для сельскохозяйственной или специальной техники. Россия законодательно ввела требования к составу выбрасываемых отработанных газов. Нормативные акты устанавливают, что на территории государства разрешено применение только тех транспортных средств, которые выделяют в атмосферу вредные вещества в пределах установленных норм.
Преимущества введения экологических классов
Введение этих показателей предоставляет ряд значительных преимуществ, как для природы, так и для автовладельцев:
- Охрана окружающей среды. Параметр позволяет оценить степень воздействия автотранспорта на природу и контролировать уровни загрязнения атмосферного воздуха. Это содействует улучшению экологической обстановки.
- Регулирование и налогообложение. В различных государствах и регионах введены ограничения или сборы на использование машин с низким уровнем экологической чистоты. Это стимулирует переход к более чистым видам транспорта. Например, в Европе введён экологический сбор, который зависит от количества выбрасываемых загрязнений в атмосферу. Если автомобиль соответствует Евро-6, то владелец платит от 10 до 19 центов за км в зависимости от массы груза и числа мостов, а для Евро-1 выплачивает от 19,7 до 35,4 центов за км. Также появились запретные экологические зоны, в которые транспортные средства ниже определенного экологического класса не допускаются. В России с 01 июля 2018 были утверждены новые дорожные знаки. Появились знаки “Зона ограничения экологического класса грузовых автомобилей”. Получается, что иметь машину с низким уровнем экологичности невыгодно. В России автовладельцы пока платят транспортный налог, но в стадии разработки находится законопроект о введении экологического сбора.
- Стимулирование чистых технологий. Высокоэкологичные машины могут получать налоговые льготы или другие преференции. Это способствует развитию и распространению экологически безопасных технологий. Так, с введением стандарта ЕВРО произошел массовый отказ от карбюраторов и переход на прогрессивные способы топливоподачи — непосредственный впрыск топлива. Распространение получили также гибридные двигатели. Другой пример — КАМАЗ разрабатывает новые модели грузовых автомобилей, которые будут соответствовать экостандартам Германии, чтобы можно было передвигаться по Европе, не нарушая экологии.
- Информирование потребителей. Экологические характеристики грузового автотранспорта — важный фактор при выборе техники. Они позволяют сравнивать различные модели по степени чистоты выбросов и возможности использования транспорта в различных странах.
- Соответствие законодательству. В ряде государств экологическая безопасность является обязательным условием и машины должны соответствовать установленным стандартам. В противном случае их применение запрещено.
Экологический класс автомобилю присваивают на таможне, с соответствующей отметкой в техническом паспорте. Если транспорт не удовлетворяет действующим нормам, то его ввоз в страну становится невозможным.
Виды
Количество экологических классов и их характеристики могут меняться в зависимости от страны и региона. Рассмотрим распространённые классификации.
Евро-нормы
В странах Евросоюза и других европейских государствах используется система «Евро-норм», устанавливающая стандарты для выбросов вредных веществ автомобилями. Чем выше номер стандарта, тем жёстче требования к экологической безопасности транспортного средства. В настоящее время существует шесть классов, и ведутся разработки седьмого. На дорогах России эксплуатируются автомобили с различными экологическими показателями. Класс машины можно определить по специальной таблице.
- Евро-1. Эти требования касались только бензиновых автомобилей, устанавливая предельно допустимое содержание оксида азота, монооксида углерода и углеводородов, однако данные ограничения были не очень строгими. Данные нормы сейчас не действуют.
- Евро-2. Этот экологический класс предусматривал трёхкратное уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопах по сравнению с первым. В России данный стандарт был законодательно введён в действие в 2006 году, после утверждения в 2005 году.
- Евро-3. Это был первый стандарт, установивший нормы содержания вредных веществ для дизельных автомобилей. Требования к количеству вредных примесей в выхлопных газах ужесточились, а максимальный выброс вредных соединений был сокращён на 35% по сравнению с предыдущим стандартом.
- Евро-4. Этот стандарт начали активно применять в странах Европы с 2005 года, а в России — с 2010 года. Автомобили, соответствующие этому экологическому классу, должны выбрасывать в атмосферу на 40% меньше вредных веществ, чем машины класса Евро-3.
- Евро-5. Стандарт был разработан в 2005 году. С 2008 года данные нормы стали обязательными для грузовых автомобилей, а с 2009 года и для легковых. В 2015 году эти требования были приняты и в России.
- Евро-6. Стандарт введён в Европе в 2015 году. Он не меняет нормативы для бензиновых двигателей, но значительно ужесточает требования к дизельным моторам из-за большого количества выбрасываемых оксидов азота. Выбросы NOx снижены до 0,08 г/км (вместо 0,17 г/км по предыдущему стандарту), а выхлоп углекислого газа новыми легковыми машинами не должен превышать 130 г/км.
- Евро-7. Планируется к введению в 2025 году. Стандарт предполагает снижение допустимых выбросов оксидов азота до 0,03 г/км.
В России первым экологическим стандартом для автомобилей был «Евро-2», введённый в 2006 году. Затем, каждые два года происходил переход на более новые стандарты. На данный момент в России на ввоз техники действует стандарт «Евро-5».
Экостандарты других стран
Многие страны имеют собственные системы нормативов, определяющие предельно допустимое количество выбрасываемых веществ их выхлопной трубы для различных типов и классов автомобилей.
В США Агентство EPA классифицирует машины на основе топливной экономичности и выбросов. Первый стандарт Tier 1 введён в начале 90-х годов. Сейчас чаще используется версия четвёртого класса Tier 4, которая жёстче, чем ЕВРО-6. Похожие на ЕВРО и Tier нормы существуют в Японии и Южной Корее. В Китае действуют национальные стандарты выбросов China 1-6, в Индии — Bharat Stage I-VI.
Как узнать экологический класс машины?
В связи с изменениями в нормативно-правовой базе, владельцам может потребоваться проведение мероприятий по модернизации транспорта. Для определения необходимости замены мотора или внесения корректировок в документацию, требуется установить экологический уровень автомобиля.
Существует несколько методов для определения класса машины по экологичности.
Изучение свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС)
Каждая зарегистрированная машина должна иметь подтверждающий документ — СТС. В свидетельствах нового образца предусмотрена специальная графа «экологический класс», где показатель указывается прописью (например, «пятый», «третий» и т.д.). Наличие подобной отметки позволяет владельцу установить экологическую группу своего автомобиля. В таких случаях, при дальнейшем приведении в соответствие, необходимо учитывать изменения в законодательстве, вступившие в силу с 2018 года. В свидетельствах о регистрации старого образца графа с экологическим классом отсутствует. В таких ситуациях для владельцев будут актуальны ограничения, вступившие в силу в 2021 году.
Анализ ПТС
Паспорт транспортного средства содержит базовую информацию об автомобиле, включая сведения об экологичности. В ПТС нового формата предусмотрена отдельная графа для указания класса прописью. В паспортах, выдававшихся ранее, эти данные могут располагаться в разделе дополнительных сведений. В случае отсутствия искомой информации в ПТС, следует обратиться к таблице Росстандарта.
Применение таблицы Росстандарта
Класс экологичности машины возможно установить с помощью специализированной таблицы. Она разработана уполномоченным органом, ответственным за сертификацию транспортных средств. Для определения класса этим методом необходимо только два параметра: страна-производитель и год выпуска автомобиля. В данном перечне отсутствует Российская Федерация. Это связано с более поздним внедрением экологических нормативных документов в России по сравнению с Европой. При разработке информационной базы разработчиками были учтены национальные нормы Евросоюза, США и других государств. Если невозможна идентификация экологического класса по таблице, то можно воспользоваться онлайн-сервисом Росстандарта, указав VIN-код транспортного средства.
Используем VIN-код
Идентификационный номер может находиться на различных узлах транспорта. Зачастую Его наносят на несъемные части кузова или рамы автомобиля, возможно нанесение дублирующих табличек на стойку кузова возле кресла водителя, приборную панель, дверной порог. Самый простой вариант — посмотреть VIN-код в паспорте транспортного средства. После ввода символов идентификатора сайт Росстандарта предоставит сведения об экологическом классе автомобиля. Это наиболее достоверный метод из всех ранее рассмотренных.
Однако, электронная база Росстандарта может не содержать информации обо всех VIN-кодах. Если данные отсутствуют как в документации на автомобиль, так и на сайте, то необходимо обратиться в ГИБДД.
Как можно изменить экологический класс?
Если машина не удовлетворяет текущим экологическим стандартам, то её приведение к ним возможно лишь путём фактической модернизации. Для проведения этих работ необходимо обратиться в аккредитованную организацию. Все элементы, устанавливаемые в системы выхлопа (каталитические нейтрализаторы, сажевые фильтры и т.д.) и двигатель, должны иметь подтверждение о прохождении соответствующих лабораторных исследований. После установки оборудования потребоваться перепрограммирование электронного блока, управляющего функционированием мотора. В случае соответствия экологического класса автомобиля по вредным выбросам существующим требованиям, необходимо документально это удостоверить. Для этого также обратитесь в сервисный центр, получите соответствующие акты, и затем подайте их в ГИБДД.
Требования к экологическому классу в РФ
Приобретая транспортное средство, нужно знать его экологический класс и соответствующие ограничения. С 2016 года в Россию запрещён ввоз и регистрация машин, не соответствующих стандарту Евро-5. Решение направлено на снижение загрязнения атмосферы, так как автомобили более высоких классов содержат в выхлопе меньшее количество загрязняющих веществ.
Помимо запрета на ввоз машин ниже пятого класса, в РФ установлены запреты на движение по территории населенных пунктов транспортных средств с высоким уровнем выбросов вредных веществ. Например, с начала 2023 года в Москве запрещено перемещение авто класса Евро-3 и ниже в пределах МКАД. Также установлены жёсткие требования при движении машин по охраняемым или заповедным зонам
В настоящее время в РФ разрешено применение без ограничений транспортных средств, соответствующих Евро-5, Евро-6, а с 2025 года — Евро-7. В ближайшее время прогнозируется запрет на ввоз и регистрацию автомобилей ниже Евро-6. Отметим, что для грузового транспорта требования по вредным выбросам менее жёсткие.
Изменения в природоохранном законодательстве затронули и нефтеперерабатывающую отрасль. С 2016 года все предприятия обязаны применять топливо, отвечающее стандарту Евро-5. Таким образом, экологический разряд присваивается всем автотранспортным средствам. В Российской Федерации, как и в других странах, действуют нормативные ограничения, связанные с эксплуатацией машин определённого класса.
Ответственность за эксплуатацию транспорта с нарушением экологических норм
В регистрационном свидетельстве машины указывается её экологический класс, что является основным фактом соответствия нормам. Дополнительные подтверждающие документы не требуются.
Несоблюдение экологических требований, установленных дорожными знаками или разметкой, влечёт за собой административную ответственность. Согласно статье 12.16 КоАП РФ, за данное нарушение предусмотрено наложение штрафа.
Таблица 1—размеры штрафов в рублях за невыполнение требований экологических знаков
Нарушение | Регионы РФ | Москва и Санкт-Петербург |
---|---|---|
Запрет движения грузовых автомобилей | 500 | 5000 |
Разворот или поворот налево | 1000-1500 | |
Другие знаки | 500 |
Что предпринять при отсутствии данных об экологическом классе?
Если данные о параметре автомобиля отсутствуют в регистрационном свидетельстве (СТС), то согласно действующим нормам, считается, что данный показатель не установлен. Это относится к регистрационным документам старого образца, где отсутствует соответствующая строка, либо указано значение «не определён». Ситуация законодательно квалифицируется как нарушение, даже если показатель указан в ПТС, а автомобиль фактически соответствует экологическим требованиям. В этой ситуации нужно оформить в ГИБДД новое регистрационное свидетельство.