При расширении автопарка появляется вопрос: что выбрать прицеп или полуприцеп? В статье расскажем, чем отличаются эти транспортные средства, об их преимуществах и недостатках и какое выгоднее взять.
Что такое прицеп?
Это несамоходное транспортное средство используется для перевозки грузов в составе автопоезда. Конструктивно оно представляет собой полноценное автомобильное шасси, которое оборудовано механизмом крепления к тягачу, подвеской, тормозной системой и световыми приборами. Вес грузовой платформы и груза передается на оси телеги. Модели прицепов различаются типом кузова, весом перевозимого товара, назначением. Их прицепляют к автомобилю или трактору. Тип буксирующего транспорта не имеет значения. Основное условие для стыковки — совпадение посадочных размеров и высоты сцепки, и чтобы тягач был рассчитан на соответствующую тяговую нагрузку.
Отсоединённый прицеп может стоять на парковке без дополнительных приспособлений, в том числе и в нагруженном состоянии.
Плюсы и минусы прицепа
Конструкция отличается простотой, надёжностью и лёгкостью соединения с головной машиной. Обслуживание такой техники не требует затрат.
Основной недостаток прицепов — плохая манёвренность, так как увеличивается длина автопоезда. Это требует от водителя навыков вождения, особенно при движении задним ходом.
Что такое полуприцеп?
У этого транспортного средства отсутствует не только двигатель, но и передние колёса. Шасси имеет только заднюю ось, а передняя часть полуприцепа для равновесия опирается на тягач, который снабжён седельно-сцепным устройством. На парковке для этой цели применяются опорные лапы. Нагрузка от веса конструкции и перевозимого груза распределяется равномерно на оси седельного тягача и полуприцепа.
Плюсы и минусы полуприцепа
Отсутствие передней оси уменьшает общую длину автопоезда, что приводит к его хорошей манёвренности и устойчивости на трассе при высоких скоростях. Водители меньше устают. Это повышает безопасность управления машиной. Частичное распределение нагрузки на седельный тягач увеличивает массу перевозимого груза и снижает давление на дорожное полотно. Улучшается аэродинамика автопоезда, что уменьшает расход топлива.
Все перечисленные факторы приводят к высокой рентабельности применения полуприцепов для перевозки тяжёлых и габаритных грузов на дальние расстояния.
Недостаток—более дорогое и сложное обслуживание.
Отличия прицепов и полуприцепов
Оба транспортных средства используются только с тягачами, обладают близкими размерами, их применение подпадает под одни требования и правила грузоперевозок. В чём состоит разница между ними?
Особенности конструкции и сцепки с автотранспортом
Полуприцеп соединяется с тягачом с помощью седельно-сцепного устройства (ССУ). По типу конструкции ССУ бывают шкворневые, бесшкворневые и роликовые. Седельное устройство воспринимает часть веса загруженного полуприцепа и является осью излома при повороте автопоезда. Этот сложный механизм включает более ста деталей, рассчитан на динамические нагрузки и требует тщательного ухода. От состояния ССУ зависит устойчивость соединения.
Конструкция узла сцепки прицепа с тягачом более простая. Представляет собой стальную петлю. Она надевается на буксировочный крюк автотранспорта, которая снабжена фиксатором. На сцепку не действует вес от прицепа, износ её минимальный, поэтому она имеет долгий срок службы и не требует обслуживания.
Функционал и распределение нагрузки
Прицеп от полуприцепа в составе автопоезда отличается меньшей грузоподъёмностью. Поскольку общая масса распределяется между всеми осями, то чем их меньше, тем прицеп и полуприцеп сильнее давят на дорожное полотно. Поэтому у тягача, буксирующего полуприцеп и воспринимающего часть его нагрузки, за счёт преимущества в числе осей будет и более высокая разрешённая масса.
Тип сцепки влияет на поведение техники на дороге. Полуприцеп, прикрепляемый с помощью ССУ, является продолжением тягача, и управлять им легче. Прицеп, соединённый с буксирующей машиной фаркопом, представляет собой отдельный от неё элемент. Это усложняет маневрирование автопоезда и требует от водителя дополнительного опыта и внимания, особенно на скользких дорогах.
Виды прицепов и полуприцепов для грузовых автомобилей
Данные транспортные средства классифицируют по различным критериям, таким как тип конструкции, габариты груза и перевозимый вес, который может быть до 20 тонн. Ниже даны основные модификации прицепов и полуприцепов, которые чаще всего используются для перевозок.
Прицепы:
- Бортовой. Используется для транспортировки грузов, которые не требуют защиты;
- Тентовый прицеп — жёсткий металлический каркас, покрытым пологом, который защищает грузы от дождя, снега и пыли, однако не обеспечивает термоизоляции;
- Будка — полностью закрытая конструкция с жёсткими стенками и крышей. Предохраняет товар от внешних воздействий и может поставляться в теплоизолированном исполнении;
- Самосвальный прицеп. Оборудован механизмом выгрузки груза из кузова;
- Цистерна. Используется для перевозки жидких грузов. Имеет приборы контроля за состоянием перевозимой среды.
- Тентовый. Универсальная модель кузова, которая используется для транспортировки разнообразных грузов;
- Полуприцеп бортовой. Имеет открытые борта, которые могут сниматься или откидываться. Применяется для перевозки товаров, которые не требуют защиты от погодных условий;
- Шторный. Кузов снабжён механизмом, который складывает тент в гофр. Это облегчает погрузку и разгрузку товаров с обеих сторон, а также сверху. Полуприцеп может оснащаться портальными дверями для удобства доступа;
- Шторно-бортовой. Это исполнение объединяет функции шторного и бортового варианта. Борта могут затруднять загрузку и выгрузку, но обеспечивают дополнительную защиту и поддержку для грузов;
- Изотермический полуприцеп и рефрижератор. Используются для транспортировки товаров, требующих поддержания температурного режима. Изотермические полуприцепы имеют термоизоляционные стенки, а рефрижераторы снабжены холодильными установками;
- Самосвал. Модель обычно встречается в строительстве и сельском хозяйстве при перевозке сыпучих материалов. Различается по способу выгрузки, которая может быть задней или боковой;
- Панелевоз — применяется для транспортировки железобетонных изделий;
- Автовоз — предназначен для перевозки легковых автомобилей и внедорожников. В зависимости от конструкции может вмещать 7-8 машин класса «В»;
- Цистерна. Служит для транспортировки жидкостей, включая бензин, цемент и воду. Внутреннее покрытие поверхности цистерны выбирается в зависимости от химических свойств перевозимого вещества;
- Лесовозы-полуприцепы с коньками, которые используются для перевозки древесины;
- Тяжеловоз или трал. Применяется для транспортировки тяжёлого оборудования и техники: экскаваторов, бульдозеров и буровых установок;
- Полуприцеп-фургон. Имеет жёсткие стенки и двери, которые защищают груз от механических воздействий.
Более 60% всех грузоперевозок в мире выполняется автопоездами с использованием полуприцепов-фур.
Какую технику выгоднее покупать?
При выборе между прицепом и полуприцепом стоит учитывать частоту и дальность перевозок. Первые используют для небольших и маневренных задач, вторые—для дальних маршрутов с тяжёлыми грузами.